БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Авзалов Р.Х.
“____”___________2001 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
дисциплины
ИНФОРМАТИКА
Направление подготовки дипломированного
специалиста
660300 Агроинженерия
Уфа
2001
Составитель:
Зав. кафедрой Информатики и
ИТ, профессор _____________ Костюкова Т.П.
Доцент кафедры
Информатики и ИТ, _____________ Шамсутдинова Т.М.
Программа составлена в соответствии с документами:
1.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 660300 Агроинженерия, утвержденный Минобразования России 05.04.2000 г. (рег. номер 312 с/дс).
2.Примерная программа дисциплины “Информатика ”,
утвержденная Департаментом образовательных программ и стандартов
профессионального образования Минобразования России. 28.07. 2000г.
3.Рабочий учебный план направления подготовки дипломированного специалиста 660300 Агроинженерия, утвержденный ректором Башкирского ГАУ 02.07.2001 г.
Обсуждена
и одобрена на заседании кафедры 30.08.2001 г.
(протокол № 1)
Зав. кафедрой Информатики и
ИТ, профессор _____________ Костюкова Т.П.
Рассмотрена
и одобрена на объединенном заседании методических комиссий факультетов
механизации сельского хозяйства и электрификации и автоматизации сельского
хозяйства 7.09.2001 (протокол № 1 )
Председатели
методических
комиссий факультетов:
механизации
сельского
хозяйства, к.т.н., доцент ____________ Дусыев В.М.
электрификации и автоматизации
сельского
хозяйства, д.т.н., профессор ____________ Костюкова Т.П.
Согласовано:
Деканы
факультетов:
механизации
сельского
хозяйства, к.т.н., доцент ____________ Габдрафиков Ф.З.
электрификации
и автоматизации
сельского
хозяйства, к.т.н., доцент ____________ Аипов Р.С.
1 Цели и задачи дисциплины
Цель: базовая
компьютерная подготовка, освоение современной ВТ, общесистемного и прикладного
программного обеспечения, обеспечивающего подготовку выпускника в соответствии
с квалификационной характеристикой.
Дисциплина "Информатика" преподается посредством чтения
лекций и проведения практических и лабораторных занятий.
На лекциях излагаются материалы теоретического и
методического характера, обобщающие опыт применения компьютерной техники и
информационных технологий.
Лабораторные и практические занятия обеспечивают практическое освоение лекционного материала, развитие умения и навыков работы с вычислительной техникой, приемов технического обслуживания компьютеров и программ, развитие у студентов самостоятельности и творческого подхода, развитие навыков принятия решений при работе с современной вычислительной техникой и информационными технологиями.
2
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
(требования к знаниям, умениям и навыкам,
приобретенным в результате изучения дисциплины)
Задачи изучения курса вытекают из требований ГОС и
квалификационной характеристики выпускника, который должен:
ЗНАТЬ
ü
устройство и порядок
работы с ПЭВМ,
ü
основные этапы решения
инженерных и научных задач с использованием средств НИТ, а также языков
программирования высокого уровня,
ü
сетевое и прикладное
программное обеспечение и возможности их использования;
ü
приемы работы с базами
данных сельскохозяйственных процессов и оборудования;
ü
самостоятельно работать
с ПЭВМ,
ü
описывать алгоритмы
решения инженерных задач на одном из алгоритмических языков высокого уровня;
ü
создавать и
редактировать текстовые документы;
ü
ориентироваться в
современном программном обеспечении, применять его для моделирования
электротехнических и технологических процессов и оборудования;
ü
осуществлять выбор
оборудования и средств автоматизации из имеющихся или созданных баз данных.
3 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.1. Очное обучение
Вид учебной работы |
Всего часов |
Распределение по семестрам |
||
1 сем. |
2 сем. |
3 сем. |
||
Общая трудоемкость дисциплины |
200 |
118 |
82 |
|
Аудиторные занятия, всего в т.ч.: лекции (Л) практические занятия (ПЗ) лабораторные работы (ЛР) |
108 30 10 68 |
60 16 10 34 |
48 14 - 34 |
|
Самостоятельная работа студента (СРС) в т.ч.: расчетно-графические работы (РГР) подготовка к лаб. и практ.занятиям |
92 14 78 |
58 14 44 |
34 - 34 |
|
Вид итогового контроля |
|
зачет |
экзамен |
|
3.2.
Заочное обучение
Вид учебной работы |
Всего часов (обычн.) |
Распределение по семестрам |
Всего часов (сокр.) |
Распределение по семестрам |
||
обычные |
сокращенные |
|||||
3 сем. |
4 сем. |
1 сем. |
2 сем. |
|||
Общая трудоемкость дисциплины |
200 |
130 |
70 |
200 |
132 |
68 |
Аудиторные занятия, всего в т.ч.: лекции (Л) практические занятия (ПЗ) лабораторные работы (ЛР) |
24 10 - 14 |
14 6 - 8 |
10 4 - 6 |
16 8 8 |
12 8 - 4 |
4 - - 4 |
Самостоятельная работа студента (СРС) в т.ч.: контрольные работы (КР) проработка лекц. и лаб. материала |
176 30 146 |
116 116 |
60 30 30 |
184 30 154 |
120 - 120 |
64 30 34 |
Вид итогового контроля |
экзамен |
|
экзамен |
экзамен |
|
экзамен |
4
Содержание дисциплины
4.1.
Разделы дисциплины и виды занятий
№ пп |
Раздел дисциплины |
Очное
обучение |
Заочное обучение |
|||||||||||
|
Обычные |
Сокращенные |
||||||||||||
Л |
ПЗ |
ЛР |
СРС |
Л |
ПЗ |
ЛР |
СРС |
Л |
ПЗ |
ЛР |
СРС |
|||
1 |
Понятие информации |
1 |
|
|
2 |
1 |
|
|
5 |
0,5 |
|
|
5 |
|
2 |
Принцип работы компьютера |
1 |
|
|
2 |
|
|
|
5 |
|
|
|
5 |
|
3 |
Алгоритмы и алгоритмизация.
Визуализация алгоритмов |
1 |
5 |
|
8 |
1 |
|
|
20 |
1 |
|
|
22 |
|
4 |
Программирование. |
2 |
2 |
10 |
10 |
1 |
|
2 |
32 |
1 |
|
2 |
32 |
|
5 |
Программное обеспечение |
4 |
|
14 |
14 |
1 |
|
2 |
25 |
|
|
3 |
25 |
|
6 |
Обзор языков высокого уровня |
4 |
2 |
10 |
10 |
|
|
|
15 |
|
|
1 |
17 |
|
7 |
Технология программирования |
3 |
1 |
|
2 |
|
|
|
5 |
|
|
|
7 |
|
8 |
Базы данных |
2 |
|
6 |
8 |
1 |
|
2 |
16 |
1 |
|
|
16 |
|
9 |
Телекоммуникация |
2 |
|
6 |
8 |
1 |
|
2 |
8 |
1 |
|
|
10 |
|
10 |
Модели решения функциональных и
вычислительных задач |
3 |
|
5 |
6 |
1 |
|
|
5 |
1 |
|
|
5 |
|
11 |
Компьютерная графика и системы
геометрического моделирования |
1 |
|
2 |
2 |
|
|
2 |
5 |
|
|
|
5 |
|
12 |
Аппаратура компьютера. Технические
средства реализации информационных процессов |
1 |
|
1 |
2 |
1 |
|
|
5 |
0,5 |
|
|
5 |
|
13 |
Интегрированные автоматизированные
системы |
1 |
|
|
2 |
0,5 |
|
|
5 |
0,5 |
|
|
5 |
|
14 |
Информационные технологии |
3 |
|
12 |
14 |
1 |
|
2 |
20 |
1 |
|
2 |
20 |
|
15 |
Основы защиты информации |
1 |
|
2 |
2 |
0,5 |
|
2 |
5 |
0,5 |
|
2 |
5 |
|
4.2. Содержание разделов дисциплины
1. Понятие
информации. Общее представление об информации. Техническая, биологическая и
социальная информация. Кодированная информация. Понятие носителя информации.
Формы представления и передачи информации. Знание как высшая форма информации.
Место и роль понятия "информация" в курсе информатики.
2. Принцип
работы компьютера. Основные функциональные части компьютера. Взаимодействие
процессора и памяти при выполнении команд программ. Принцип запоминаемой
программы. Программа как последовательность действий компьютера. Двоичная
система счисления. Понятие о машинном языке и языке Ассемблер. Код ASCII. Исходная и объективная программа. Трансляция как
процесс преобразования исходного кода в объектный. Революция персональных
компьютеров.
3. Алгоритмы и
алгоритмизация. Визуализация алгоритмов. Понятие алгоритма и
алгоритмической системы. Две формы представления алгоритмов: визуальная и
текстовая. Визуальные и текстовые языки и псевдоязыки. Преобразование
алгоритмов из визуальной формы в текстовую и обратно. Визуализация алгоритмов и
блок-схемы. Формализация и эргономизация блок-схем.
Линейные, разветвленные и цикличные алгоритмы.
Вложенные и параллельные алгоритмы. Логические элементы и базовые управляющие
структуры визуального структурного программирования. Построение алгоритма из
базовых структур. Пошаговая детализация как метод проектирования алгоритмов.
4. Программирование.
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа как изображение алгоритма в
терминах команд, управляющих работой компьютера. Коды, ассемблеры, языки
высокого уровня. Трансляция и компоновка. Исходный и объектный модули, исполняемая
программа. Компиляция и интерпретация. Данные как объект обработки. Типы
данных, способы и механизмы управления данными. Операция с массивами. Ввод и
вывод массивов. Алгоритмы поиска и упорядочения массива.
Программы и подпрограммы. Подпрограммы, их назначение
и классификация. Оформление подпрограмм, обращение к ним, передача параметров.
Библиотечные подпрограммы. Решение задач с помощью стандартных программ.
5. Программное
обеспечение. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения.
Направление развития и эволюция программных средств.
Системное и прикладное программное обеспечение.
Системы программирования. Компиляторы и интерпретаторы. Редактор связей и
загрузчик. Отладчики.
Понятие об операционной системе. Назначение операционной
системы.
Ресурсы компьютера, процессы, состояние процесса,
прерывания, планирование процессов. Мультипрограммирование. Управление
ресурсами в операционной системе. Тупиковые ситуации и способы их устранения.
Драйверы внешних устройств.
Примеры операционных систем. ОС Windows-98.
Файлы и их имена. Распределение блоков файла по диску.
Каталоги. Текущий каталог. Путь к файлу. Диалог пользователей с операционной
системой. Ввод команд. Запуск и выполнение команд.
Прикладное программное обеспечение. Классификация
программного обеспечения по проблемной ориентации. Пакеты прикладных программ.
Примеры прикладных программных продуктов и систем.
Системы редактирования и подготовки документов. Редакторы текстов и редакторы
формул.
Понятие форматов документов. Разработка форматов
документов. Подготовка деловой корреспонденции, счетов, формуляров и т.д.
Настольные издательские системы.
Сканирование изображений. Ввод и редактирование
видеоизображений. Система мультимедиа. Виртуальная реальность.
Геоинформационные системы. Системы машинного перевода текстов с русского языка
на английский и обратно.
6. Обзор языков
высокого уровня. Понятие языка высокого уровня. Синтаксис и семантика.
Элементы и структуры данных, алфавит, имена, выражения,
операции, операторы, структуры программ, аппарат подпрограмм, реализация
логических структур.
7.
Технология программирования.
Понятие программного продукта. Жизненный цикл
программного обеспечения. Анализ проблемной области. Системный анализ и
подготовка технического задания (спецификаций) на разработку комплекса
программ. Проектирование, программирование, отладка, документирование,
сопровождение и эксплуатация
программных средств. Проблема верификации и сертификации программ.
Формализация спецификаций. Проектирование модульной
структуры. Стратегии разработки и отладки. Технологическая среда
программирования (применительно к выбранной в разделе 5 операционной системе).
Интегрированная среда разработки программ и системные средства отладки.
Переносимость программ. Сборочное программирование. Открытые системы.
Единая система программной документации ЕСПД. Оценка
качества программных средств. Критерии
качества программ по ГОСТ 28195-89. Отчуждаемые (от разработчика) и
неотчуждаемые программы. Контроль качества программ на отдельных этапах
разработки (техническое задание, технический проект, рабочий проект).
Экономические, организационные и правовые вопросы
создания программное и информационного обеспечения. Понятие интеллектуальной
собственности.
8. Базы данных. Задачи, решаемые с помощью баз данных. Социальная
роль баз данных.
Автоматизированные информационные ресурсы: базы
данных. Данные и знания. Отличия между ними. Электронные таблицы. База данных,
банк данных, система управления базой данных, администратор базы данных. Уровни
представления данных: концептуальный, логический, физический, внешний.
Организация связей между данными: иерархическая, сетевая, реляционная.
СУБД Access 97.
9.
Телекоммуникации. Соединение
пользователей и баз данных с помощью линий связи. Понятие телекоммуникации.
Компьютерные сети как средство реализации практических потребностей.
Локальные сети и глобальные сети: принципы построения,
архитектура, основные компоненты, их назначение и функции.
Понятие и модели протоколов обмена информацией,
семиуровневая модель. Основные принятые в мире протоколы.
Среды передачи данных. Модемы. Спутниковые и
оптоволоконные каналы связи.
Прикладные возможности телеинформационных систем:
электронная почта. Электронные доски объявлений (BBS), телеконференции, передача формализованной
информации, доступ к удаленным базам данных, экстерриториальная организация
совместных работ.
Всемирная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ. Ее возможности.
Киберпространство (cyberspace) как часть повседневной
жизни миллионов людей. Средства навигации по киберпространству.
Перспективы развития телекоммуникационных систем.
Предполагаемое объединение телефона, телевизора, факса и персонального
компьютера в единый "информационный процессор". Проект информационных
суперскоростных магистралей (information superhighways). Интеграция мировых
ресурсов и создание глобального киберпространства.
10. Модели
решения функциональных и вычислительных задач. Понятие модели, компьютерные представления переменных и отношений.
Классификация моделей и решаемых на их базе задач.
Интеллектуальные системы решения вычислительных задач
и моделирования.
11.
Компьютерная графика и системы геометрического моделирования. Понятие о компьютерной графике.
Представление и обработка графической информации.
Устройства ввода и отображения графической информации. Растровая и векторная
графика. Системы художественной графики.
Системы геометрического моделирования. Создание
фотореалистичных изображений и анимация. Технология разработки промышленных
изделий на базе систем геометрического моделирования. Графическое представление
сложных абстрактных математических функций.
12.
Аппаратура компьютера. Технические средства реализации информационных процессов. Архитектура компьютера. Центральные устройства.
Внешние устройства: накопители на гибкий и жестких дисках, клавиатура, мышь,
видеотерминал, принтер, диск CD-ROM, стример.
13.
Интегрированные автоматизированные системы.
Понятие реального времени. Автоматизированные системы
управления (АСУ) реального времени. структура АСУ. АСУ технологическими
процессами. АСУ подвижными объектами. Системы автоматизированного
проектирования. Системы автоматизации научных исследований. Мониторинг
окружающей среды. Гибкие автоматизированные производства.
14.
Информационные технологии.
Источники информационной технологии. Информационная
технология как катализатор синтеза науки и технологии. Расширение понятия
"технология" во второй половине XX века. Информационная технология как основа всех
современных интенсивных наукоемких технологий.
Искусственный интеллект и интеллектуальные системы.
Экспертные системы. Электронный офис, интеллектуальный офис. Интеллектуальные
здания, кварталы и города.
Информационные технологии образования. Очное и
дистанционное образование. Дистанционное образование как возможность
предоставления населению всестороннего доступа к лучшим мировым образовательным
программам. Проект федеральной программы развития системы дистанционного
образования.
15.Основы
защиты информации.
Информационная структура Российской Федерации.
Информационная безопасность (ИБ) и ее составляющие. Угрозы безопасности
информации и их квалификация. Основные виды защищаемой информации. Проблемы ИБ
в мировом обществе.
Законодательные и иные правовые акты РФ, регулирующие
правовые отношения в сфере ИБ и защиты
государственной тайны. Система органов обеспечения ИБ в РФ.
Административно-правовая и уголовная ответственность в информационной сфере.
Защита от несанкционированного вмешательства в
информационные процессы. Организационные меры, инженерно-технические и иные
методы защиты информации в том числе сведений, составляющих государственную
тайну. Защита информации в локальных компьютерных сетях, антивирусная защита.
Специфика обработки конфиденциальной информации в компьютерных системах.
5. Тематика практических занятий и
лабораторных работ
5.1 Практические занятия
№ пп |
№ раз- дела |
Наименование
практических занятий |
Объем,
часы |
|
Очное обучение |
Заочное обучение |
|||
1 |
3,4,6 |
Алгоритмы ветвления. Условный оператор. |
2 |
|
2 |
3,4,6 |
Циклические алгоритмы. Операторы цикла. |
2 |
|
3 |
3,4,6 |
Одномерные массивы. |
2 |
|
4 |
3,4,6 |
Двумерные массивы. |
2 |
|
5 |
3,4,6 |
Использование подпрограмм. |
2 |
|
Итого: |
10 |
нет |
5.2 Лабораторные работы
№ пп |
№ раздела дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
Объем,
часы |
||
Очное обучение |
Заочное обучение (обыч) |
Заочное обучение (сокр) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
1 |
№5,12 |
Знакомство с операционной системой Windows |
2 |
1 |
1 |
2 |
№5 |
Управление файловой структурой в ОС Windows . Программа Проводник. |
2 |
1 |
|
3 |
№5,11 |
Графические редакторы. Редактор Paint |
2 |
|
|
4 |
№5,14 |
Создание документов с помощью ред. Word |
2 |
2 |
1 |
5 |
№5,14 |
Оформление документов |
2 |
|
|
6 |
№5,14 |
Вставка таблиц в документы Word. |
2 |
|
|
7 |
№5,14 |
Вставка дополнительных объектов в докум.Word |
2 |
|
|
8 |
№4,6 |
Знакомство со средой программирование Паскаль. Встроенные функции. |
2 |
2 |
2 |
9 |
№4,6 |
Операторы ветвления языка Паскаль |
2 |
2 |
|
10 |
№4,6 |
Операторы циклов. |
2 |
|
|
11 |
№4,6 |
Работа с одномерными массивами |
2 |
|
|
12 |
№4,6 |
Работа с двумерными массивами на языке Паскаль |
4 |
|
|
13 |
№4,6 |
Паскаль: Строковые переменные |
2 |
|
|
14 |
№4,6 |
Паскаль: Использование подпрограмм |
2 |
|
|
15 |
№4,6,11 |
Паскаль: Работа с внешними файлами |
2 |
|
|
16 |
№5,14 |
Графические возможности языка Паскаль |
2 |
|
|
17 |
№5,14 |
Знакомство с ЭТ Excel |
2 |
1 |
1 |
18 |
№5,14 |
Связывание электронных таблиц |
2 |
|
|
19 |
№5,14 |
Вычислительные возможности Excel |
2 |
1 |
1 |
20 |
№5,14 |
Построение диаграмм в ЭТ Excel |
2 |
2 |
1 |
21 |
№5,14 |
Оформление диаграмм |
2 |
|
|
22 |
№5,8,14 |
Управление данными в ЭТ Excel |
2 |
2 |
1 |
23 |
№5,14 |
Использование OLE - технологии в ОС Windows |
2 |
|
|
24 |
№8,14 |
Основные приемы создания и редактирования баз данных в СУБД Access |
4 |
|
|
25 |
№8,14 |
Создание запросов в СУБД Access |
2 |
|
|
26 |
№5,10 |
Освоение прикладной системы MathCAD |
2 |
|
|
27 |
№5,10 |
Символьные вычисления в системе MathCAD |
2 |
|
|
28 |
№5,10 |
Решение уравнений в системе MathCAD |
2 |
|
|
29 |
№5,15 |
Обслуживание дисков в ОС Windows |
2 |
|
|
30 |
№9 |
Сеть Internet. Поисковые системы. |
2 |
|
|
31 |
№9 |
Электронная почта. |
2 |
|
|
32 |
№9 |
Создание документов HTML |
2 |
|
|
Итого по лабораторным работам: |
68 |
14 |
8 |
6. Самостоятельная работа студентов
6.1. Очное обучение
№ пп |
№ раздела дисциплины |
Наименование
задания на самостоятельную работу |
Объем, часы |
1 |
1-15 |
Домашнее задание (проработка лекционного материала, подготовка к лабораторным работам, решение задач) |
78 |
2 |
5,8,14 |
Расчетно-графическая работа (Excel, Word) |
14 |
Итого: |
92 |
6.2. Заочное обучение
№ пп |
№ раздела дисциплины |
Наименование
задания на самостоятельную работу |
Объем, часы (обыч) |
Объем, часы (сокр) |
1 |
1-15 |
Домашнее задание (проработка лекционного материала, подготовка к лабораторным работам, решение задач) |
146 |
154 |
2 |
3,4,5,8,14 |
Контрольная работа |
30 |
30 |
Итого : |
176 |
184 |
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Литература
Наименование литературы |
Наличие в библиотеке
университета, шт. |
а) основная литература 1.Фигурнов В.Э. IBM PC для
пользователя. М.: ИНФРА-М, 1999.-640 с. |
70 |
2.Информатика. Учебник для
вузов./ Под ред. Макаровой Н.М. М: Финансы и статистика, 1997. -768 с. |
102 |
3.Информатика. Базовый
курс./ Симонович С.В. и др. СПб: Издательство "Питер", 2000.- 640
с. |
320 |
4.Вальвачев А.Н., Крисевич
В.С. Программирование на языке Паскаль для персональных ЭВМ: Справочное
пособие.-Минск: Высшей. шк., 1989.-223с. |
84 |
б) дополнительная литература 1.Гончаров А. Microsoft
Excel 97 в примерах. – СПб.: Питер, 1997.-336с. |
31 |
2.А.И. Плис, Н.А. Сливина.
MATHCAD:математический практикум для экономистов и инженеров; Учеб.
Пособие._М.: Финансы и статистика, 1999.-656с. |
1 |
3.Фаронов В.В. Турбо
Паскаль: В 3-х кн.-МВТУ-Фесто дидактик, 1992. Кн.1: Основы Турбо
Паскаля.-1992.-286с. |
7 |
7.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Наименование |
Назначение (виды занятий, № тем и т.д.) |
Методические
указания |
Лабораторные и практические занятия |
1 |
2 |
1. Дидык Т.Г. Windows 98. Часть 1. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2000. -12с. 2. Дидык Т.Г. Windows 98. Часть 2. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -12с |
Лаб № 1-2 |
3. Макарова С.Ю. Windows 98. Часть 3. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -12с |
Лаб № 3 |
4. Шаронова Ю.В. Word 97. Часть 1. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -12с. 5. Карабельская И.В. Word 97. Часть 2. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 6. Шаронова Ю.В. Word 97. Часть 3. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -12с. 7. Парфирьева Л.Ф. Word 97. Часть 4. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 8. Парфирьева Л.Ф. Word 97. Часть 5 Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. |
Лаб № 4-7 |
9. Костюкова Т.П. Работа в
интегрированной среде Turbo Pascal.
Методические указания /Уфимский государственный авиационный технический
университет.: Уфа, 1995. -28с. 10. Прокофьева С.В. Turbo Pascal. Часть 1,2. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 11. Шамсутдинова Т.М. Turbo Pascal. Часть 3. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 12. Шамсутдинова Т.М. Turbo Pascal. Часть 4-5. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. |
Лаб № 8-16 |
13. Фандрова Л.П. Excel 5.0. Часть 1. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2000. -16с. 14.Фандрова Л.П. Excel 5.0. Часть 2. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2000. -12с. 15. Фандрова Л.П. Excel 5.0. Часть 3. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -14с. 16. Ахметшина Г.Г. Excel 97. Часть 4-5. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 17. Фандрова Л.П. Excel 5.0. Часть 7. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2000. -12с 18. Филосова Е.И.
Управление данными в табличном процессоре Excel. Методические указания /Башкирский государственный
аграрный университет.: Уфа, 1997. -12с. |
Лаб №№17-22 |
19. Мигунов В.И. Внедренные
и связанные объекты. OLE -
технология. Методические указания /Башкирский государственный аграрный
университет.: Уфа, 1999. -8с. |
Лаб № 23 |
20. Зверева Н.Н. Access 97. Части 1 и 2. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2000. -16с. 21. Зверева Н.Н. Access 97. Часть 3. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2000. -12с. 23.Перегудова М.А. ACCESS 97. Часть 4,5 Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 24. Саитова Э.С. Access 97. Часть 6. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -14с. 25. Зверева Н.Н., Иванова
Г.Р. Access 97. Часть 7. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 26. Зверева Н.Н., Иванова
Г.Р. Access 97. Часть 8. Методические указания /Башкирский государственный
аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 27. Прокофьева С.В. Access 97. Часть 9. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 28. Зверева Н.Н., Иванова
Г.Р. Access 97. Часть 10. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с |
Лаб № 24-25 |
29. Костюкова Т.П. Решение
уравнений в системе MathCAD 2000.
Методические указания /Башкирский государственный аграрный университет.: Уфа,
2001. -16с. 30. Костюкова Т.П.
Символьные вычисления в системе MathCAD
2000. Методические указания /Башкирский государственный аграрный
университет.: Уфа, 2001. -12с. 31. Костюкова Т.П. Освоение
прикладной системы MathCAD 2000.
Методические указания /Башкирский государственный аграрный университет.: Уфа,
2001. -24с. |
Лаб № 26-28 |
32. Жукова Н.А. Windows 98. Часть 5. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -24с. |
Лаб № 29 |
33. Прокофьева С.В. Сеть Internet.Часть 1. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 34. Макарова С.Ю. Сеть Internet.Часть 2. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 35. Прокофьева С.В. Сеть Internet.Часть 3. Методические указания /Башкирский
государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. |
Лаб№30-32 |
|
Практические занятия |
1.
Костюкова Т.П.
Алгоритмы линейной и разветвляющейся структуры. Методические указания к
практическим занятиям/Башкирский государственный аграрный университет.: Уфа,
2001. -24с. 2.
Костюкова Т.П.
Алгоритмы циклической структуры/ Методические указания к практическим
занятиям/Башкирский государственный аграрный университет.: Уфа, 2001. -16с. 3.
Костюкова Т.П. Массивы
/ Методические указания к практическим занятиям/Башкирский государственный
аграрный университет.: Уфа, 2001. -20с. |
№1-5 |
|
|
Программное обеспечение |
Лабораторные и практические
занятия и самостоятельная работа |
Операционная система Windows 98 |
Все занятия. |
1.
Пакет Microsoft Office |
Лаб. №№4-7, 17-25 |
2.
Операционная система Windows NT Server |
Лаб. №№30-32 |
3.
Пакет MathCAD |
Лаб. №№26-28 |
4.
Pascal 7.0 |
Лаб. №№№8-16 |
Обучающие
программы. |
Самостоятельная работа |
1. Компакт-диск Windows-98 |
Лаб №№1-2 |
2. Компакт-диск MS Office 97 |
Лаб №№4-7,17-25 |
3. Компакт-диск MS Word 97 |
Лаб №№4-7 |
4.Компакт-диск MS Excel 97 |
Лаб №№ 17-23 |
5.Компакт-диск MS Access 97 |
Лаб №№24-25 |
Программа автоматизированного контроля |
Самостоятельная работа,
текущий и рубежный контроли |
Костюкова Т.П. и др.
Проблемно - адаптируемая диалоговая система автоматизированного тестирования
знаний. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №
2001611194. Выд. 13.09.2001 г. РОСПАТЕНТом |
СРС, зачет |
8.Материально-техническое
обеспечение дисциплины
Наименование |
Назначение |
Компьютерный класс 120/1: -ПК Celeron(II) 566 - 7шт -Принтер матричный - 1шт -Сетевое оборудование - 1шт |
Лабораторные работы |
Компьютерный класс 121/1: -ПК Pentium-I - 9шт -Принтер матричный - 1шт -Сетевое оборудование - 1шт |
Лабораторные работы |
Компьютерный класс 125/1: -ПК Pentium-III 550 - 1шт -ПК Celeron 433 - 7шт -Сетевое оборудование - 1шт |
Лабораторные работы |
Компьютерный класс 129/1: -ПК PentiumI - 1шт -ПК Celeron 466 - 7шт -Сетевое оборудование - 1шт |
Лабораторные работы |
9 Методические рекомендации по организации изучения
дисциплины
При изучении информатики предусматриваются: лекционное изложение курса, работа с учебниками и учебными пособиями, практические занятия, лабораторные работы, контрольные и расчетно-графические работы, консультации по курсу.
Расчетно-графические задания и контрольные работы по
курсу "Информатика" выполняются в текстовом редакторе Word на бумаге формата А4 в соответствии со стандартом
предприятия СТП 0493582-003-2000 и методическими указаниями, выпущенными
кафедрой. В процессе изучения дисциплины предусматривается текущий контроль
(автоматизированные тестирования) и рубежный контроль (РГР, аттестация) знаний
студентов. Сроки контроля и выполнения РГР оговариваются в графиках учебного
процесса и календарно-тематических планах занятий, составляемых на каждый
семестр обучения.
Заочное обучение предусматривает больший удельный вес самостоятельной работы по сравнению с аудиторной работой. Для контроля знаний студенты выполняют контрольную работу, после сдачи которой они допускаются к экзамену.